Цены на топливо в России уверенно идут вверх
С начала года 92-й бензин подорожал на 1,07 рубля,
95-й – на 0,98 рубля, а дизельное топливо – на 1,09 рубля. По данным Росстата,
к марту цены на топливо выросли на 2,2%, что в полтора раза выше общей инфляции.
Все только начинается
Глядя на цифры официальной статистики, кто-то наверняка
скажет, что темпы роста цен несущественны, благо бензин и дизельное топливо в
последние годы исправно дорожают всегда. Казалась бы, ничего сверхординарного
сегодня не происходит, и беспокоиться о том, что в один прекрасный момент
бензин окажется золотым, нет ни каких оснований.
К сожалению, это не совсем так, а скорее даже совсем не так.
Беда в том, что пока по смене ценников на АЗС мы не видим
более глубинных процессов, которые, между тем, происходят. А именно – топливо
стремительно дорожает в опте.
Так, на Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже за
последние три месяца цена 92-й бензин взлетела на 23%, достигнув в конце
прошлой недели рекорда в 55,75 тысячи рублей за тонну. «Премиум-95» подорожал
на 19% до максимального значения со времени топливного кризиса 2018 года.
На этом фоне с убийственным прогнозом выступил стратег по
операциям на товарно-сырьевых рынках SberCIB Investment Research Михаил Шейбе,
заключивший, что «цены на бензин продолжат расти в ближайшие месяцы».
Почему дорожает
бензин?
Если быть до конца объективным, то подобный вопрос может
показаться даже лишним, учитывая, что сегодня цены растут на все, начиная с
продуктов питания, заканчивая автомобилями. И все же, ответ на него имеет
значение.
По словам руководителя аналитического департамента AMarkets Артема
Деева, причин роста цен на топливо в стране несколько. Это рост мировых цен на
сырье (нефть), демпфирующий механизм (который приводит к увеличению оптовых
цен, а следом – и розничных), а также определенный дефицит на внутреннем рынке
из-за высокого потребления в зиму и начало нового весеннего
сельскохозяйственного сезона.
«Вместо ограничения экспорта правительство намерено
пересмотреть механизм демпфера: вместо повышения на 5% ежегодно оптовые цены в
результате будут увеличиваться на 1%, что приведет к сокращению роста стоимости
топлива в розничном звене, – пояснил эксперт «Утру.ру». – Эти инициативы
Минэнерго намерен внедрить с 1 мая 2021 года, так что стоит надеяться, что цены
замедлят свой рост и стоимость топлива будет расти максимум на процент инфляции
(как ранее обещало правительство)».
Напомним, что на прошлой неделе правительство решило
увеличить выплаты нефтяным компаниям из бюджета в рамках демпфирующего
механизма, который компенсирует разницу между экспортными и внутренними ценами.
Новая формула предполагает выплату нефтянникам 135 млрд рублей из федеральной
казны, но, по словам вице-премьера Александра Новака заработает она только с 1
мая.
Почему правительство решило прибегнуть к использованию
демпферного механизма, и как он работает, «Утру.ру» объяснил аналитик УК
Альфа-Капитал Денис Бадьянов. По его словам, сейчас в стране действует
следующий механизм: когда цены на нефть на мировом рынке остаются низкими,
нефтяники могут продавать топливо в стране по более высоким ценам, разница
попадает в российский бюджет. Когда цены на мировом рынке высоки, наоборот, правительство
компенсирует производителям недополученную прибыль.
По мнению Бадьянова, такое решение поможет удерживать
стоимость бензина в пределах инфляции и увеличит рентабельность АЗС.
Фокус не удастся?
Впрочем, в действенности правительственных мер уверены
далеко не все эксперты. По мнению Михаила Шейбе, в настоящее время стоимость
бензина растет из-за увеличения экспортной альтернативы для российских
производителей. «Если бы переработчики московского региона продавали бензин за
рубеж, то получали бы за тонну 64 300 рублей, в то время как на
Санкт-Петербургской международной бирже котировки составляют 54 670 рублей.
Экспортная альтернатива в ближайшей перспективе будет расти, отыгрывая
достижение стоимости барреля Брент отметки в $70 при сохранении слабого курса
рубля», – полагает Шейбе.
Также, по мнению эксперта, цены на бензин будут расти и
из-за увеличения разницы между стоимостью нефти и стоимостью бензина в мире.
«Это уже происходит на фоне падения запасов топлива в США из-за сильных морозов
в феврале (ударившим по нефтеперерабатывающей отрасли) и постепенного
восстановления спроса благодаря росту мобильности населения после
коронакризиса», – говорит Шейбе.
Снижение акцизов
Когда правительственные чиновники в свойственной им манере
сокрушаются тому, что цены на топливо берут очередные высоты, при этом начиная
предлагать замысловатые решения, нелишне вспомнить об одной весьма простой
вещи. А именно – о том, что львиная доля себестоимости литра моторного топлива
приходится вовсе не на сырье и издержки производителя, а на различные акцизы и
сборы, поступающие в государственную казну. А это значит, что при желании,
правительство без труда может разрешить любой топливный кризис в стране. Для
этого ему следует всего лишь поубавить свои аппетиты, и снизить топливные
акцизы. Учитывая, что впереди нас ждет посевная кампания, традиционно ведущая к
пиковым расходам топлива, лучше времени для снижения акцизов просто и не найти.
Но пойдет ли на это правительство?
«Снижение акцизов для понижения цен на топливо накануне посевной
– один из возможных шагов, – пояснил «Утру.ру» исполнительный директор
департамента рынка капиталов ИК «Универ Капитал» Артем Тузов. – Однако, прежде
будет рассчитана целесообразность данной инициативы и выяснены обстоятельства,
при которых выросли цены в регионах».
По словам эксперта, сейчас довольно сложно просчитать
действия правительства по контролю за ценами на энергоносители, не имея тех
данных, которыми располагает ведомства и управления. Именно от полученной
информации будут зависеть дальнейшие шаги кабмина.
Юрий ЛЕВЫКИН
Источник: