Наум Синдаловский считал творчество фанатов «Зенита» частью городского фольклора

Ушел из жизни Наум Синдаловский – писатель, историк, краевед и исследователь петербургского фольклора, автор более 30 книг, среди которых «Легенды и мифы Санкт-Петербурга», «Словарь петербуржца», «Пороки и соблазны Северной столицы», «Санкт-Петербург. Энциклопедия». Он был колумнистом «Петербургского дневника», нашим автором, у него всегда можно было получить компетентный и остроумный комментарий по истории города.

Большое внимание в своих исследованиях он уделял и спорту.

«Футбол, а точнее, «Зенит» – часть жизни нашего города, – говорил он в интервью спортивного обозревателя «ПД». – Можно сказать, что Петербург по количеству населения – это целая страна, и в таком большом городе только одна команда, за которую все болеют в той или иной степени. Это уникальная ситуация. Футбол, конечно, больше чем спорт, это грандиозное явление, многогранное. Вот, например, хоккей в Петербурге тоже популярен, но хоккей и СКА почти не отразились в фольклоре».

Он вспоминал, что «Зенит» вошел в городской фольклор еще в середине ХХ века. «В низовой городской культуре бывает, что о каких-то событиях анекдоты, легенды складываются не в тот момент, когда эти события происходят, а спустя десятилетия. О «Зените» сперва появились байки, например, о том, как ленинградская милиция начала бороться с пьянством на стадионе имени Кирова, отбирать у болельщиков бутылки и выливать водку в канализацию. Колодец был прикрыт декоративной решеткой, и как рассказывали, хитрые милиционеры подвешивали под этой решеткой ведро, а потом его содержимое делили между собой», – рассказал историк.

Для того чтобы собрать коллекцию фанатских песен, кричалок, анекдотов, Науму Александровичу не нужно было ездить в фольклорные экспедиции. «С того времени, как у меня стали выходить книги и я стал известным в обществе, у меня пошли встречи с читателями в библиотеках, на книжных выставках, в клубах. И люди стали мне передавать свои записи, делиться тем, что собрали они. Мне удалось в своих книгах опубликовать лишь малую долю того, что у меня есть из фанатского фольклора. К сожалению, редакторы моих книг не очень хорошо воспринимают, когда на одну страницу прозаического текста я пытаюсь дать пять страниц рифмованного текста. Начинают говорить мне, что вот эта кричалка очень похожа на другую, что они однообразны и так далее. Но ведь и многие частушки похожи одна на другую, и многие анекдоты тоже», – признавал исследователь народного творчества.

Читайте также  Леонид Слуцкий получил штраф после игры «Рубин» – «Зенит»

Синдаловский считал фанатский фольклор уникальным явлением. «В таких жанрах, как легенды, песни, анекдоты, фанатский фольклор не отличается от солдатского или от театрального. Но вот кричалки – это совершенно особенное, это то, что есть только у фанатов. Мне даже не с чем их сравнить по краткости, остроте. Болельщики вообще люди остроумные, веселые. И коллективное творчество ведь всегда ярче творчества индивидуального. Вот писатель пишет роман, эпопею на тысячи страниц. Пишет и пишет, его некому остановить, а в фольклоре авторов много, произведение переходит от одного к другому, шлифуется, обкатывается, становится короче, афористичнее», – считал писатель.

Только благодаря фольклору многие люди остаются в истории, полагал Синдаловский. « Это касается не только футболистов. Например, люди, входившие в пушкинский круг. Многие из них не забыты только потому, что стали героями историй о Пушкине. Или другой пример – я написал книгу «Групповой портрет в фольклоре Петербурга» и столкнулся с тем, что о многих политических деятелях, вроде бы значительных людях, в фольклоре ничего нет. И я при всем желании не мог их включить в книгу. Так и с футболистами – многих, наверное, сейчас не помнили бы, если бы они не попали в кричалки. Например, Сергей Швецов, чей переход в «Спартак» вызвал в свое время волну гнева – «На свете много подлецов, Один из них Сергей Швецов» и др. Или, наоборот, футболист становился всеобщим любимцем, и ему придумывали прозвища, например, про Бориса Левина-Когана говорили: «Дважды еврей Советского Союза» – это же замечательно, это сохранилось в памяти на десятилетия», – рассказывал историк и писатель.

Источник: spbdnevnik.ru

Худеем правильно
Добавить комментарий