Как нам «русифицировать» футбол

В Россию, как и во многие другие страны, футбол «завезли» англичане. Неслучайно они доминируют на футбольном поле в исторической драме Алексея Германа-младшего «Гарпастум». Тогда, в 1914 году, в Петербурге-Петрограде зарождалась народная любовь к этому виду спорта. Уже была закрыта Английская лига, а вход на стадионы открывали не только для британских подданных. Отечественные клубы регулярно побеждали в местных чемпионатах. Но еще не хватало оборудованных стадионов и площадок, спортивной экипировки, специальных знаний. На футбольную игру многие смотрели, как старик Хоттабыч: странное «дикое» и «неэстетичное» явление, «куча» или «толпа» людей, гоняющаяся за одним мячом. Впрочем, даже в Германии в конце XIX века эту игру считали «вредной для здоровья» и называли «английской болезнью».

«Ножной мяч»

Поэтому публиковали правила. Развивалась торговля футбольными принадлежностями. Выходили газеты и журналы с футбольными репортажами и приложениями. Игра становилась все более увлекательной. Книги о футболе переиздавались. Появились историки футбола, знавшие, что harpastum – его древнеримский пращур.

И тогда же озаботились необходимостью перевода футбольных терминов с английского языка на русский язык. Непонимание смысла английских слов приводило к неверному толкованию правил. Начали печатать словарные таблицы с переводами терминов. Конечно, и в них хватало нелепостей и неточностей.

Некоторые «русифицированные» названия сегодня напоминают плохой машинный перевод и забыты: «ножной мяч» – футбол, «судьи на чертах» – линейные (боковые) судьи, «задние, полузадние, передовые» – защитники, полузащитники и нападающие.

Любопытно, что в то же время помимо ввода в оборот русских наименований возникла идея цифрового обозначения игроков. Для упрощения и объяснения позиции игроков на поле предложили цифровую систему из одиннадцати номеров, начиная с нападающих и заканчивая вратарем. С одной стороны, вроде проще футболиста определенного амплуа называть порядковым числом. Например, «правый крайний нападающий» выглядит и звучит громоздко. С другой стороны, обозначение словами более понятно и казалось практичнее. «Цифру» не поддержали. А в результате долго играли без номеров и на футболках. У тех же англичан нумерация появилась в конце двадцатых – начале тридцатых годов. И уже оттуда пришла к нам после «легендарного турне московских динамовцев на Туманный Альбион» в 1945 году.

Читайте также  «Новая черная метка времени»: треш-стримы внесут в Уголовный кодекс

С тех пор цифры – основное обозначение игрока на футбольном поле. При этом отказались от ограничения одиннадцатью номерами и привязки к амплуа футболистов. Иногда игровой номер закрепляют за конкретным игроком «навечно», как памятник. Главное – нумерация служит для идентификации футболистов и организации их действий во время игры.

Без ручек и блокнотов

В XXI веке в футбол пришла новая цифровизация. Футболисты и состязания находятся под наблюдением цифровых камер. Посредством телеметрических устройств в футбольные информационные системы передаются данные. Их детальная обработка происходит за считаные минуты, тогда как «с ручкой и блокнотом» на это уходили десятки часов.

Наконец, оцифрованные игроки, состязания, стадионы позволяют создавать новое виртуальное пространство, которое применяется не только в ходе спортивной подготовки и самих соревнований, но и в компьютерных играх. Хозяева футбольных симуляторов приобретают лицензии на использование образов реальных игроков и их клубов. Электронный футбол становится очень похожим на живой, который мы видим в теле- и видеотрансляциях. Только события на поле зависят больше от программистов, а не от реальных футболистов. Хотя «прототипы» виртуальных спортсменов внимательно следят за своими виртуальными рейтингами и внешностью (вплоть до прически), а базы данных компьютерных игр помогают в ходе организации и подготовки реальных состязаний. В общем, футбольные лиги, чемпионаты, стадионы, игроки «перемещаются» в искусственное игровое пространство. В том числе и российские, хотя они еще в нем не столь заметны.

Новый вид спорта

Зато Россия была первой страной, которая официально признала компьютерные игры спортивными. Потом киберспорт исключали из списка спортивных дисциплин и включали заново.

Но в этом случае ему у нас повезло больше, чем в Германии. Там у электронного спорта до сих пор нет официального признания.

Читайте также  Косовский «парламент» принял резолюцию о геноциде в Сребренице

Между тем, футбольные компьютерные игры относятся к числу наиболее популярных. Сами футболисты нередко становятся заядлыми «геймерами». Однако это все же другой, новый вид спорта, в котором требуются свои правила, идентификация, организация. И не помешает, сужу не только по своей оговорке, снова… некоторая русификация.

ФАКТ:
28 игр из серии FIFA вышло к этому дню. Ее главным конкурентом является Pro Evolution Soccer, игр из этой серии выпустили на несколько версий меньше.

Источник: spbdnevnik.ru

Худеем правильно
Добавить комментарий