Верхом на аккумуляторе: станут ли электромобили основным видом транспорта и когда это произойдет — Naked Science

3.5

Чем больше автопроизводители вкладываются в технологию электромобилей, тем чаще аналитики задаются вопросом о том, когда этот тип транспорта станет основным.

С точки зрения науки

# автомобили

# автомобильная промышленность

# изменение климата

# нефтяные рынки

# технологии

# экономика

# электромобили

Выбор редакции

©Wikipedia

Принято считать, что электромобили долгие годы будут нишевым продуктом из-за высокой стоимости и ощутимой зависимости от правительственных субсидий. Однако сегодня все больше аналитиков утверждают, что такой взгляд становится устаревшим. Согласно докладу Bloomberg New Energy Finance от 2017 года, цены на электромобили падают стремительнее, чем ожидалось, чему способствуют более дешевые аккумуляторы и агрессивная политика внедрения транспортных средств с нулевым уровнем выбросов в Европе и Китае.

Согласно этому докладу, между 2025 и 2030 годами электромобили смогут даже без субсидий составить ценовую конкуренцию традиционным машинам на бензине — и это не учитывая меньших затрат на топливо. Как только это произойдет, скорее всего, последует массовое принятие.

Если прогноз окажется верным, он будет иметь огромные последствия для автомобильной промышленности, нефтяных рынков и мировых усилий по замедлению глобального потепления.

Батареи протягивают руку помощи

В 2016 году электромобили заняли менее одного процента от продаж среди новых пассажирских транспортных средств по всему миру. По большей части это было связано с высокими ценами. Chevrolet Bolt, производимый General Motors, на тот момент стоил 37,5 тысячи долларов (стартовая цена на январь 2019 года — 36 620 долларов). Учитывая цены на бензин (около 0,5 доллара на 2016 год), мало кто был заинтересован в покупке такого дорогого авто.

Chevrolet Bolt / © Chevrolet

Однако такие компании, как Tesla и Volkswagen, планируют к 2025-му производить более миллиона электромобилей в год. В 2017-м компания Volvo также заявила, что намерена заменить традиционный двигатель внутреннего сгорания и начиная с 2019 года новые модели будут либо гибридными, либо будут полностью работать на аккумуляторах.

Скептики возражают, утверждая, что все эти подвижки несущественны. Компания Exxon Mobil, занимающаяся изучением опасности, которую представляют электромобили для ее бизнес-модели, считает, что к 2040 году продажи электромобилей в США возрастут всего на 10 процентов и мало повлияют на мировое потребление нефти. Примерно такие же прогнозы озвучивает Управление по энергетической информации США.

Читайте также  Американцы или мы: что вы знаете о достижениях космической гонки? Тест от Naked Science — Naked Science

Между тем прогнозы Bloomberg куда агрессивнее: согласно заявлениям компании, гибридные и полностью электрические авто к 2040 году будут составлять до 54 процентов от продаж малотоннажных автомобилей, превышая продажи машин на двигателях внутреннего сгорания.

Что может послужить причиной таких перемен? Аккумуляторы. С 2010 года средняя цена на литий-ионные аккумуляторные батареи упала почти с 1000 долларов до 250-300 долларов за киловатт в час в 2018 году. Bloomberg считает, что к 2030 году цена снизится до 73 долларов даже без каких-либо существенных технологических прорывов, так как компании вроде Tesla увеличивают производство батарей на крупных заводах, оптимизируют конструкцию аккумуляторных батарей и совершенствуют химические технологии.

Эволюция использования кобальта в аккумуляторах электромобилей Tesla с 2009 по 2018 год / © Benchmark Mineral Intelligence

Bloomberg считает, что в течение следующего десятилетия электромобили все так же будут зависеть от правительственных стимулов и коммерческих мандатов в странах Европы, в Китае и штате Калифорния. Однако по мере введения автомобилестроителями большего разнообразия моделей и доступных цен электромобили постепенно достигнут точки, в которой они смогут самостоятельно «позаботиться» о себе.

Тем не менее гарантий такого исхода пока нет. Правительства запросто могут свернуть свои субсидии до того, как электромобили смогут составить настоящую конкуренцию. Многие американские штаты уже начинают облагать электромобили налогами. Производители аккумуляторных батарей в любой момент могут столкнуться с нехваткой материала или с проблемами на производстве, что повлияет на возможность снижения цен. А такая непредвиденная технологическая неполадка, как широко распространенное возгорание батарей, может и вовсе приостановить весь процесс.

Потенциальные неудачи

Некоторые эксперты предостерегают, что снижение цен на аккумуляторные батареи для электромобилей — не единственный фактор, определяющий распространение и частоту использований этого вида транспорта. Как отметил Сэм Ори, исполнительный директор Института энергетической политики Чикагского университета:

«Люди покупают машины, основываясь не только на ценнике».

Многие потребители вполне могут остерегаться транспортных средств с ограниченным радиусом действия, для зарядки которых требуется несколько часов. Несмотря на то что исследования показали, что радиуса действия машин на аккумуляторных батареях вполне хватает многим людям для их привычного передвижения по городу, потребительскую психологию все равно крайне сложно предсказать. Так, эксперты считают, что на рынке пикапов электромобили не станут особо популярными.

Читайте также  Есть ли будущее у штурмовиков? — Naked Science

Инфраструктура зарядки также представляет собой потенциальное препятствие для развития рынка. Хотя в городах появляется все больше общественных зарядных станций, а Tesla активно работает над сокращением времени зарядки полностью разряженного аккумулятора, процесс восполнения заряда батареи электромобиля занимает гораздо больше времени, чем привычная заправка бензином.

Многие владельцы электромобилей оставляют свои авто заряжаться в гараже на ночь. Однако это сложнее для людей, живущих в городах и паркующих свои машины на улице.

Зарядная станция от Porsche и BMW / © Porsche

В итоге, как предупреждает Bloomberg, электромобилям будет сложно проникнуть в плотные городские районы, а бутылочные горлышки в инфраструктуре могут замедлить рост рынка электромобилей после 2040 года.

Другим препятствием могут стать сами автопроизводители. Несмотря на то что многие производители в США вводят электромобили для соблюдения более строгих топливно-экономических стандартов, так что они далеко не всегда делают это агрессивно.

Автосалоны пока не сильно стремятся размещать и продавать электромобили, часто требующие меньше ухода, а значит, приносящие меньше прибыли для их отделов обслуживания. Согласно обзорам, продавцы автомобилей зачастую не готовы предлагать этот вид транспорта своим клиентам.

Челси Секстон, консультант в области автомобильной промышленности, работавшая в 1990-х с General Motors, говорит об этом так:

«Было сделано много заявлений об электромобилях, но это не имеет особого значения, если автопроизводители просто делают эти машины для соблюдения стандартов и не горят желанием их продавать».

Однако в дело может вступить элементарная экономика, которая все расставит по своим местам. Например, в Норвегии большие налоги на работающий на бензине транспорт и щедрые субсидии для электромобилей создали ценовой паритет между одними и другими. В итоге гибридные и полностью электрические автомобили в Норвегии к 2017 году составляли уже 37 процентов от всех новых продаж. Для сравнения: в 2013 году этот показатель составлял всего шесть процентов.

Читайте также  Врачи зафиксировали редкий случай появления «молочной железы» в подмышке у женщины после родов — Naked Science

Борьба с изменением климата

В случае если прогноз Bloomberg окажется верным, это может иметь обширные последствия для нефтяных рынков. Так, компания всерьез считает, что резкий рост количества и объемов продаж электромобилей может оставить не у дел целых восемь миллионов баррелей транспортного топлива в день. Значимость таких изменений тяжело переоценить, если учесть, что на сегодня в мире расходуется более 99 миллионов баррелей транспортного топлива ежедневно.

График ежедневного мирового потребления нефти в миллионах баррелей с четвертого триместра 2014 года по второй триместр 2018 года / © OECD/IEA

Этот, казалось бы, исключительно экономический фактор может сделать массовое внедрение электромобилей ключевой стратегией в борьбе с изменением климата при условии, что этот вид транспорта будет все чаще работать на электричестве с низким содержанием углерода, а не на угле. Согласно оценкам Международного энергетического агентства, к 2040 году электромобили будут занимать по крайней мере 40 процентов от продаж среди пассажирских авто. Если так случится, у мира будет больше шансов достичь целей, поставленных Парижским соглашением, и удержать глобальное повышение температур не выше двух градусов Цельсия.

Тем не менее электромобили не панацея. Множеству стран предстоит провести огромную работу по сокращению транспортных выбросов в атмосферу.

Даже при резком росте продаж и последующего использования электромобилей к 2040 году в мире все равно будет больше транспорта, работающего на бензине, чем сегодня, и понадобится очень много лет, чтобы полностью от него избавиться. К тому же, несмотря на технологические инновации, разработки и исследования, нынешние аккумуляторы не способны снабдить достаточной энергией авиацию и транспорт, использующийся при перевозке тяжелых грузов. Это, в свою очередь, требует проведения дальнейших работ по улучшению технологии.

В итоге, несмотря на рост популярности электромобилей и ужесточение стандартов, этот вид транспорта все еще в самом начале своего пути. А значит, двигатель внутреннего сгорания пока рано списывать со счетов: он еще повозит человечество по родным городам и по миру не один год и не одно десятилетие.

Источник: naked-science.ru

Худеем правильно
Добавить комментарий