Starship, наконец, научился садиться без взрыва: что это значит и что будет дальше? — Naked Science

6.1

SpaceX после затяжной серии аварий нормально посадила прототип Starship SN15. Огромная стальная ракета поднялась в воздух на десять километров, выполнила там сложные кульбиты, которые не могла сделать ни одна ракета ранее, а затем плавно опустилась вниз. Одни говорят, что это революция, другие — что «СССР так умел полвека назад». Кто прав и что будет дальше? Попробуем разобраться.

Космонавтика

# SpaceX

# StarShip

# Илон Маск

# космос

Выбор редакции

Strahip SN15 на взлете / ©SpaceX

Что такого нового в Starship? Или правы те, кто считают, что ничего?

Все ракеты, доставляющие землян в космос, до некоторых пор летали одинаково. Они стартовали на двигателях (в основном жидкостных ракетных), затем отсоединяли одну ступень, затем вторую. Ступени падали вниз, после чего их списывали. Исключением вот уже несколько лет были только первые ступени Falcon 9: они десятки раз садились на хвост и использовались потом снова — каждая до пяти раз (в перспективе — до десяти). Это позволило снизить цену коммерческих миссий Falcon 9 до 50 с небольшим миллионов долларов — заметно меньше российских «Протонов».

Однако с точки зрения коммерческой многоразовости спасение одной ступени из двух — полумера. Огромная часть стоимости ракеты приходится на вторую ступень. Что еще важнее: кислород-керосиновые двигатели Falcon 9 не годятся для создания ступеней, летающих заметно больше десятка раз. Между тем, если одну ступень использовать по сто раз, вывод ею в космос обойдется в разы дешевле, чем если она отработает всего десять полетов.

Starship Илона Маска должен был решить именно эту проблему — полной многоразовости. Маск считает, что с новым носителем минимальная цена запуска упадет с полусотни миллионов долларов до пяти, а затем еще ниже. Поскольку полезная нагрузка Starship составит от 100 тонн, вывод килограмма груза при этом должен подешеветь до 50 долларов за килограмм. Сегодня, напомним, эта цифра равняется тысяче долларов за килограмм даже у SpaceX.

Итак, цель «Звездолета» ясна: снизить цену полетов в космос хотя бы в 100 раз. Если получится, мир вокруг резко изменится. Человек, безусловно, высадится на Марсе в перспективе ближайших 20 лет и с большой вероятностью начнет систематическое освоение этой планеты. Будут и другие изменения, менее приятные, о чем мы уже писали. В частности, выводить оружие в космос станет настолько дешево, что без появления там боевых платформ (замаскированных под гуманитарные цели) обойтись вряд ли выйдет.

Читайте также  Выяснилось, почему рыжеволосые люди по-другому чувствуют боль — Naked Science

Но реальны ли крайне амбициозные цели Маска?

Революция в космических полетах?

Чтобы понять это, взглянем на удавшиеся испытания Starship SN15 еще раз, более внимательно. Крупный цилиндр из листов нержавеющей стали взмыл на трех метано-кислородных двигателях Raptor на высоту десять километров, а затем отключил двигатели и начал падать вниз. Сделал он это сразу со множеством целей.

Starship SN15 на космодроме Бока-Чика, 5 мая 2021 года / ©SpaceX

Во-первых, нужно было убедиться, что принципиально новые ракетные двигатели могут без проблем включаться и отключаться в полете. Во-вторых, на высоте Starship должен уметь разворачиваться одними аэродинамическими рулями, чтобы не тратить лишний раз топливо на маневры.

Близ земли пара двигателей снова включилась и начала «выправлять» траекторию огромной стальной махины, чтобы она ровно и точно села на хвост. Эта часть программы имела огромное значение. Дело в том, что «посадочные ноги» Falcon 9 по отношению к корпусу ракеты намного больше и массивнее, чем у Starship. Чтобы сэкономить топливо, для нового корабля посадочные опоры выбрали менее массивными. Важно было понять, могут ли они обеспечить посадку на бетон с такой амортизацией, чтобы не повредить ракетные двигатели и остальную начинку Starship.

На вид все удалось. С одной из сторон корабля/носителя после посадки было видно пламя: видимо, догорал метан, выпущенный Raptor, но не успевший сгореть. Менее вероятно, что это была утечка, поскольку тогда горение вряд ли прекратилось бы само. Выходит, «посадочные ноги» оказались достаточно крепкими, при всем их невпечатляющем внешнем виде.

В таком виде испытания полностью успешны, но слишком мало говорят взгляду постороннего наблюдателя. Что в них такого, что все профильные СМИ освещают их с небывалой детальностью?

Ключевых слова здесь два: Raptor и аэродинамическое торможение. Жидкостный ракетный двигатель Raptor отличается от всех ракетных двигателей, когда-либо отрывавшихся от поверхности Земли. Большинство концентрируется на том, что они метановые. Это, конечно, важно: метан, в отличие от керосина, не оставляет копоти. С ним Raptor может сажать свою ракету на хвост 100 раз и более, выдержала бы обшивка.

Но сажи не давали и водород-кислородные двигатели прошлого — типа RS-25 «шаттлов». Тем не менее в сравнении с «Рапторами» любые движки космонавтики прошлого выглядят устаревшими. И вот почему.

Для полетов в космос в основном используют жидкостные ракетные двигатели. Они бывают открытого и закрытого цикла. В первом часть топлива тратится для горения в газогенераторе и поэтому не участвует в создании тяги ракеты. Горит оно там, чтобы создать горячий газ, вращающий турбонасосы, без которых основная часть топлива ракеты не может быть ею использована. То есть все двигатели открытого цикла не используют часть горючего для создания тяги.

Читайте также  Начались серийные поставки «Терминаторов» нового типа российской армии — Naked Science

Он же на нисходящей части траектории. Видна работа двух двигателей / ©SpaceX

Это исключительно важно: у ракет огромная масса топлива и малая полезная нагрузка. Неэффективное использование даже малой части топлива заметно снижает полезную нагрузку. Примеры таких двигателей — первые советские, американский лунный F-1 и Merlin масковских «Фальконов».

Двигатели закрытого цикла имеют еще камеру предварительного сгорания, где сжигается часть топлива. После того как получившийся в этой камере газ «прокрутился» в турбонасосах, он идет на дожиг в камеру сгорания и таки участвует в создании тяги. Но это важно не только потому, что так мы не выбрасываем часть топлива из создания тяги.

Есть и второй фактор: раз мы не теряем лишний газ, то можем потратить большее его количество на работу турбонасосов. А тогда и давление в камере сгорания двигателя способны поднять куда выше.

Любой автомобилист понимает, что если мы поднимем давление в двигателе, он станет мощнее при тех же объемах и массе. Значит, с полностью закрытым циклом космический носитель будет иметь меньшую массу — то есть еще больше увеличит полезную нагрузку.

В «Рапторах» финальное давление ожидается в районе 300 атмосфер, что рекордно много. Для сравнения, двигатели в ракетах «Союз», выводящих наших космонавтов в космос, довольствуются 70 атмосферами (движок открытого цикла). Лучший российский ракетный двигатель РД-170/180 при работе не превосходит и 270 атмосфер.

Еще один момент: «Раптор» — первый когда-либо летавший ракетный двигатель с полной газификацией компонентов. Следовательно, все его топливо до попадания в основную камеру сгорания из жидкости превращается в газ. Для этого есть две камеры предварительного сгорания. В первой горит метан при избытке кислорода (получается смесь газов с высоким содержанием кислорода). Во второй горит метан при дефиците кислорода — и получается смесь газов с высоким содержанием метана.

Вверху схемы видны две камеры предварительного сгорания / ©Wikimedia Commons

Потом из обеих камер предварительного сгорания газы идут через турбонасосы, затем попадают в камеру сгорания двигателя. В итоге импульс двигателя повышается на несколько процентов в сравнении с двигателями без полной газификации сгорающего топлива.

Читайте также  Страсти по «невозможному»: двигатель EmDrive — Naked Science

Следует еще раз подчеркнуть: это первый летающий двигатель такого рода в мире. СССР делал похожий РД-270, но после урезания финансирования космоса, вслед за отказом от полетов на Луну, доводить его не стал. РД-270 никогда не летал: иными словами, Илону Маску принадлежит самый совершенный ракетный двигатель в истории нашего вида.

В силу его принципиальной новизны именно поведение «Рапторов» и их систем питания во время сложных маневров Starship SN15 — главное, что приковывает внимание всех. И пока они справляются.

Что будет дальше?

Нынешние испытания — по сути, лишь первый шаг. Да, новые двигатели мягко посадили огромный корабль на тонюсенькие ножки, но впереди не менее сложные этапы. Starship в ближайший год предстоит поднять уже не на 10 километров, а в космос. Оттуда ему придется спускаться на нескольких километрах в секунду. А это поднимает температуру его обшивки выше тысячи градусов.

Илон Маск, вопреки исходному мнению своих инженеров, выбрал материалом «Звездолета» нержавеющую сталь. Это не самый очевидный ход: в космической индустрии корабли из него не делали. Но логичный: Носов (химик по образованию) в «Незнайке на Луне» выбрал тот же материал для обшивки воображаемого корабля коротышек, поскольку нержавейка не теряет прочность при температурах 800+. Дюраль предшествующих носителей и кораблей теряет прочность при намного меньших температурах, отчего в свое время погиб один из «шаттлов».

Несмотря на это, Starship тоже потребует теплоизоляции на части своей поверхности. Предположительно, из диоксида кремния с малой плотностью (как у очень плотного пенопласта). Теплоизолирующие плитки были ахиллесовой пятой «шаттлов». И хотя у Маска они существенно отличаются, только будущие испытания покажут, помешают ли плитки и ему.

©ArsTechnica

Что можно сказать совершенно точно: каждое успешное испытание Starship существенно меняет ситуацию в космической индустрии. На сегодня она — за пределами SpaceX — разделена на две половины. Первая, как отдельные китайские игроки, нацелена на копирование Starship (просто взгляните на фото выше). Вторая еще надеется, что у Маска с этим проектом ничего не выйдет, поэтому копировать пока не начали.

Как только планы по космическим полетам нового корабля воплотятся в жизнь, на Земле начнется гонка копирования Starship. От того, кто первым преуспеет в ней, зависит, кто займет в космосе вторую позицию, сразу за SpaceX, — мы или Китай. На этой неделе мы стали на шаг ближе к началу этой, без преувеличения, исторической гонки.

Источник: naked-science.ru

Худеем правильно
Добавить комментарий