Как мы воспринимаем музыку

3.7

Американский поэт Генри Лонгфелло называл музыку универсальным языком человечества. Так и есть: музыка взывает прежде всего к нашим чувствам, поэтому и понятна всем, независимо от пола, национальности и возраста. Хотя разные люди могут осознавать ее по-своему. От чего же зависит музыкальное восприятие и почему одним нравится рок, а другим – классика, попробуем разобраться.

Психология

# музыка

# рок

# хип-хоп

Выбор редакции

©Fox41

Струны душевные

Термин «музыкальный язык» – вовсе не метафора: ученые всерьез ведут споры о том, что он имеет право на существование. Музыка – это в самом деле своеобразный язык, вопрос лишь в том, что в этом случае назвать «словом». Психолог hüpfburg kinder Галина Иванченко в своей работе «Психология восприятия музыки» говорит о таких компонентах музыкального языка, как тембр, ритм, темп, высота звука, лад и громкость.

Само музыкальное
восприятие представляет собой рефлекторную деятельность, которая осуществляется
нервной системой под воздействием раздражителя – звуковых волн. Она проявляется
в изменении ритма дыхания и биения сердца, напряжении мускулатуры, работе
органов внутренней секреции и так далее. Так что мурашки по коже от
прослушивания любимых композиций – вполне реальное физическое явление.

 И появляются они, кстати, не просто так: наш
мозг способен отличить гармоничную музыку от негармоничной. Поэтому музыкальные
интервалы делятся на консонансы и диссонансы. Первые создают у нас ощущения
законченности, покоя и благозвучия, а вторые – напряжения и конфликта,
который требует завершения, то есть перехода в консонанс.

 На восприятие музыки влияют также ее темп,
ритмика, сила и размах. Эти средства не только передают соответствующие эмоции,
но и сходны с ними вообще. «В размашистой теме мы слышим выражение смелости,
яркого, полнокровного переживания, суетливая тема ассоциируется с
растерянностью или трусливостью, мелкотой чувства, его поверхностным
характером, судорожная – с неуравновешенным, «взвинченным»
настроением», – пишет в своей статье «Уровни восприятия музыкального
текста» О. И. Цветкова.

Музыка способна рассказывать о чем-то и даже управлять нашими эмоциями. Люди, переживающие потерю или находящиеся в депрессии, часто слушают грустные песни. Исследования показали, что таким образом музыка частично восполняет им потерю другого человека, а также поддерживает, как бы отражая его эмоции. Между тем прослушивание позитивных мелодий в течение всего двух недель повышает степень ощущения радости и счастья. В Германии тревожные композиции используют, чтобы снизить уровень краж в метро: прослушивание такой музыки повышает давление, и ворам сложнее решиться на преступление. Есть данные и о том, что музыка облегчает занятия спортом.

Музыка даже способна
подражать нашей речи, точнее ее интонации. «В мелодии <…> раскрывается та
же способность человека, что и в речи: непосредственно выражать свои эмоции
путем изменения высоты и других свойств звука, хотя и в иной форме. Иначе
говоря, мелодия, как особый, специфически музыкальный способ эмоционального
выражения, есть результат обобщения экспрессивных возможностей речевой
интонации, получивших новое оформление и самостоятельное развитие», –
продолжает автор.

Читайте также  Первые цивилизации Европы оказались более генетически однородны, чем предполагали — Naked Science

Интересно, что свой язык
есть не только у определенного стиля музыки, но и у конкретного композитора,
произведения и даже его части. Одна мелодия говорит на языке печали, другая же
повествует о радости.

Музыка как наркотик

Известно, что
понравившаяся человеку мелодия влияет на его мозг, как вкусная еда и секс:
выделяется гормон удовольствия – дофамин. Какая же зона серого вещества
активизируется в момент прослушивания любимого трека? Чтобы выяснить это,
известный музыковед и невролог из Института неврологии Монреаля Роберт Заторре
совместно с коллегами провел эксперимент. Опросив 19 добровольцев в возрасте от
18 до 37 лет (10 из них были женщинами, девять – мужчинами) об их
музыкальных предпочтениях, ученые дали им прослушать и оценить 60 музыкальных
композиций.

Все треки были услышаны
испытуемыми впервые. В их задачи входило оценить каждую композицию и заплатить
за нее из собственных средств от 0,99 до двух долларов, чтобы получить в конце
эксперимента диск с понравившимися треками. Так ученые исключили возможность
ложных оценок со стороны испытуемых – едва ли кто-то захочет платить свои
кровные за неприятную музыку.

При этом во время
эксперимента каждый участник был подключен к аппарату МРТ, поэтому ученые могли
с точностью фиксировать все, что происходит в головном мозге испытуемых во
время прослушивания. Результаты оказались весьма интересны. Во-первых,
исследователи выяснили, что человеку требуется всего 30 секунд, чтобы понять,
нравится ли ему та или иная композиция. Во-вторых, обнаружилось, что хорошая
мелодия активизирует в мозге сразу несколько зон, но самой чувствительной стало
прилежащее ядро – то самое, которое активизируется, когда что-либо
оправдывает наши ожидания. Именно оно входит в так называемый центр
удовольствия и проявляет себя при алкогольном и наркотическом опьянении, а
также при половом возбуждении.

Навязчиво повторяющаяся в голове мелодия – явление, которое всерьез изучали многие ученые. Специалисты пришли к выводу, что с ним сталкиваются 98% людей, независимо от пола. Правда, повторение в среднем длится дольше у женщин и раздражает их больше. Есть, впрочем, методы избавления от навязчивой мелодии и даже меры профилактики от рецидивов. Ученые советуют решать в этот момент всевозможные задачи: например, разгадывать судоку, анаграммы или просто почитать роман и даже пожевать жвачку.

«Удивительно, что человек
предвкушает и возбуждается из-за чего-то совершенно абстрактного – из-за
звука, который он должен услышать, – говорит один из соавторов
исследования доктор Валори Салимпур. – У каждого человека прилежащее ядро
имеет индивидуальную форму, из-за чего работает по-особенному. Также стоит
отметить, что из-за постоянных взаимодействий отделов мозга с каждой мелодией у
нас возникают собственные эмоциональные ассоциации».

Читайте также  Коренные филиппинцы сохранили самую большую часть ДНК вымерших денисовцев — Naked Science

При прослушивании музыки
активизируется и слуховая кора головного мозга. Интересно, что чем больше нам
нравится тот или иной трек, тем сильнее его взаимодействие на нас – и тем
больше в мозге образуется новых нейронных связей, тех самых, что составляют
основу наших когнитивных способностей.

Скажи мне, что ты
слушаешь, и я скажу, кто ты

Психологи выяснили, что к
агрессивной по своему содержанию музыке чаще обращаются подростки, которые
испытывают определенные жизненные трудности: например, они лишены родительской
заботы или их обижают сверстники. А вот классику и джаз, как правило, выбирают
более благополучные дети. В первом случае музыка важна для эмоциональной
разрядки, во втором – сама по себе. Правда, зачастую агрессивные песни
характерны для всех подростков, так как они несут в себе элемент бунтарского
духа. С возрастом тенденции к самовыражению и максимализму у большинства
заметно снижаются, поэтому меняются и музыкальные предпочтения – на более
спокойные и размеренные.

Впрочем, музыкальные
вкусы не всегда зависят от наличия внутриличностных конфликтов: нередко они
банально предопределены темпераментом. Это и понятно, ведь в работе мозга, как
и в музыкальном произведении, есть свой ритм. Высокая его амплитуда преобладает
у обладателей сильного типа нервной системы – холериков и сангвиников,
низкая – у меланхоликов и флегматиков. Поэтому первые предпочитают
активную деятельность, вторые – более размеренную. Этот факт отражается и
на музыкальных предпочтениях. Люди с сильным типом нервной системы, как
правило, предпочитают ритмичную музыку, не требующую высокой концентрации
внимания (рок, поп, рэп и другие популярные жанры). Те же, кто обладает слабым
типом темперамента, выбирают спокойные и мелодичные жанры – классику и
джаз. При этом известно, что флегматики и меланхолики способны глубже проникать
в сущность музыкального произведения, чем более поверхностные сангвиники и
холерики.

Впрочем, зачастую выбор
мелодии зависит от настроения. Расстроенный сангвиник будет слушать «Реквием»
Моцарта, а радостный меланхолик предпочтет веселиться под гитарные басы.
Замечена и обратная тенденция: темп музыки способен влиять на амплитуду ритма
головного мозга. Размеренная мелодия понижает ее, а быстрая – повышает.
Этот факт натолкнул ученых на мысль, что при помощи прослушивания различных музыкальных
жанров можно даже повысить творческий потенциал ребенка, заставив его мозг
работать в том или ином ритме.

Интересно и то, что такие
выводы как бы отметают существование «плохой» музыки: любое, даже самое,
казалось бы, никчемное произведение – уникальный опыт переживания тех или
иных чувств, особый отклик на окружающий мир. То же  касается жанров: нет ни плохих, ни хороших из
них, все важны по-своему.

Скрябин или Queen?

Еще одно любопытное
исследование, посвященное музыкальным предпочтениям, было проведено под
руководством американского социолога Дэвида Гринберга из Кембриджа. На этот раз
в нем участвовали целых четыре тысячи добровольцев, которым сначала предложили
на выбор разные утверждения, к примеру: «Я всегда чувствую, когда человек говорит
одно, а думает другое» или «Если я покупаю аудиоаппаратуру, то всегда обращаю
внимание на технические подробности».

Читайте также  «Карлики» в деталях: как много вы знаете о самых крошечных планетах Солнечной системы? — Naked Science

Затем им дали прослушать
50 музыкальных композиций разных жанров. Испытуемые оценивали музыку как
нравящуюся или нет по девятибалльной шкале. После этого утверждения сопоставили
с музыкальными предпочтениями.

Выяснилось, что тем, у
кого хорошо развиты эмпатия и чувствительность, нравился ритм-н-блюз
(музыкальный стиль песенно-танцевального жанра), софт-рок (легкий или «мягкий»
рок) и то, что называют mellow music, то есть мелодии с мягким и приятным
звуком. В целом эти стили нельзя назвать энергичными, зато они пронизаны
эмоциональной глубиной и часто насыщенны отрицательными эмоциями. Тем же, кто
предпочитал более ритмичную, напряженную музыку с положительными эмоциями и
относительно сложным устройством, исследователи назвали аналитиками –
людьми с рациональным складом мышления. При этом предпочтения касались не
только стилей, но даже конкретных композиций. Например, песни джазовой певицы
Билли Холидей «All of me» и «Crazy Little Thing Called Love» группы Queen
больше нравились эмпатам, а один из этюдов Скрябина, а также композиции «God
save the Queen» группы The Sex Pistols и «Enter Sandman» музыкантов из
Metallica – аналитикам.

Ученые установили: те, у кого от музыки могут появляться мурашки, считают себя более дружелюбными и кроткими. А еще 66 процентов людей, которые заметили на себе эффект гусиной кожи во время прослушивания тех или иных мелодий, отмечают, что в тот момент у них было хорошее настроение и физические самочувствие, тогда как среди тех опрошенных, кто мурашек не чувствовал, хорошее настроение и самочувствие имели лишь 46 процентов. Есть люди, которые вовсе не испытывают эффект гусиной кожи при прослушивании музыки. Исследования показали, что у этих «несчастных» снижено число связей между зонами, отвечающими за слуховое восприятие музыки, и зонами, которые ответственны за моральные суждения.

 Другие исследования, опубликованные в 2011
году, показали, что те, кто имеет повышенный потенциал по открытости опыту, как
правило, предпочитают более сложную и разнообразную музыку вроде классической,
джазовой и эклектики, чем консервативные индивиды. Музыкальные предпочтения
также связаны с такими показателями, как интроверсия и экстраверсия. Ученые
выяснили, что экстравертные люди обычно предпочитают более «счастливую»
социальную музыку: например, поп, хип-хоп, рэп или электронную. Интроверты же в
основном выбирают рок и классику. Кроме того, экстраверты слушают музыку чаще
интровертов и охотнее используют ее в качестве фона. А более доброжелательные
люди способны получать от прослушивания музыки больше эмоций, чем те, кто этим
качеством не обладает.

Источник: naked-science.ru

Худеем правильно
Добавить комментарий