Частная космонавтика в России: что могут предложить отечественные негосударственные космические компании? — Naked Science

3.9

В России тоже есть частные компании в космической отрасли. Они строят спутники, разрабатывают ракеты, а в планах – обитаемые базы на Луне и космический туризм. Пусть их совсем немного, но о них, их достижениях и проектах стоит рассказать.

С точки зрения науки

# Dauria Aerospace

# SpaceX

# КосмоКурс

# Спутникс

# частная космонавтика

Выбор редакции

©Wikipedia

«Спутникс» – первый частный спутник и малые космические аппараты

Космические аппараты бывают двух видов – большие и малые. И последние все чаще находят себе применение. Микроспутник «ТаблетСат-Аврора», спроектированный и построенный российской компанией «Спутникс», именно такой. Его вес – всего 26 кг. Срок активного существования – 2 года. Считается, что это первый спутник, разработанный и построенный частной российской компанией. 

«ТаблетСат-Аврора» запустили на орбиту 19 июня 2014 года. Ввиду малого размера и массы в космос он отправился не один, а в составе кластера из 33 мини-спутников на конверсионной ракете-носителе РС-20 «Днепр». Аппарат вывели на солнечно-синхронную орбиту высотой 600 км. Такая орбита позволяет космическому аппарату проходить над любой точкой поверхности приблизительно в одно и то же местное солнечное время. Это удобно для создания спутниковых снимков земной поверхности. Основное назначение «ТаблетСат-Аврора» – дистанционное зондирование Земли. Аппаратура спутника делает снимки с разрешением в 15 метров, имея ширину полосы захвата в надире 47 километров. 

ООО «Спутниковые инновационные космические системы» («Спутникс») – с 2012 года резидент космического кластера «Сколково». Фонд профинансировал разработку подсистем для спутников нового форм-фактора «ТаблетСат» грантом в размере 29,5 млн рублей. В начале 2014 года, перед запуском «Авроры», компания ввела в эксплуатацию наземный комплекс управления спутниками. 

Спутник «ТаблетСат-Аврора»

Сегодня компания разрабатывает малые космические аппараты (микроспутники, наноспутники, спутники формата cubesat) и служебные системы для них, станции управления и приема спутниковой информации, наземную инфраструктуру для функциональных испытаний. Кроме того, компания выпускает оборудование для проектов в области дополнительного аэрокосмического образования школьников и студентов, а также подготовки специалистов космической отрасли.

«Лин Индастриал» – сверхлегкие космические ракеты и база на Луне

Если есть малые спутники, то почему бы не быть и малым ракетам? Еще один резидент космического кластера «Сколково» – компания «Лин Индастриал» – работает над несколькими проектами ракет-носителей легкого и сверхлегкого класса. 

Читайте также  Депрессию у молодых назвали фактором развития слабоумия — Naked Science

Основной проект компании – сверхлегкая ракета-носитель «Таймыр». Это даже не одна, а целое семейство модульных ракет, способных выводить на низкую околоземную орбиту грузы массой от 10 до 180 кг. Первый коммерческий запуск ракеты со спутником на борту планировался на I квартал 2020 года. 

©spacelin.ru

Но, так же как и у разработчиков более тяжелых ракет, у «Лин Индастриал» бывали и аварии. Прошедшие в декабре позапрошлого года огневые испытания первого для компании жидкостного ракетного двигателя РДЛ-100С «Атар» сложно назвать успешными. Спустя 4 секунды после начала работы двигатель взорвался. Кроме двигателя был поврежден и стенд для проведения испытаний. 

Созданием ракет компания не ограничивалась. Мысли ее инженеров о спутнике нашей планеты – Луне, что неудивительно. В «Лин Индастриал» работают участники команды «Селеноход» – единственной российской команды, участвовавшей в конкурсе Google Lunar X PRIZE, главный приз в котором должна получить группа, создавшая и отправившая на Луну частный луноход. 

Инженеры «Лин Индастриал» разработали также проект российской лунной базы, который можно реализовать с использованием уже существующих технологий. Проект получил название «Луна семь», что подразумевает, что это будет седьмая высадка человека на Луну (после 6 полетов по программе «Аполлон»). Некоторые предложения из этого проекта были включены в Федеральную космическую программу на 2016–2025 гг. Презентация проекта по ссылке.  

К сожалению, совсем недавно проект перестал получать финансирование и сегодня стоит вопрос о закрытии проекта. 

Dauria Aerospace – первые деньги и геостационарный спутник

Еще один производитель малых спутников – компания Dauria Aerospace. Но, в отличие от других российских частных компаний, в этой отрасли Dauria уже получила свой первый существенный доход от космической деятельности. Два спутника компании – Perseus-M1 и Perseus-M2, – предназначенные для дистанционного зондирования Земли, продали в декабре 2015 года американской Aquila Space. Космические аппараты поменяли хозяина уже в тот момент, когда находились на орбите. 

Компания разрабатывает широкий спектр малых спутников, предназначенных для различных орбит и целей. Третьим спутником Dauria Aerospace, выведенным в космос, стал DX1 – первый космический аппарат на основе малой спутниковой платформы (до 50 кг) DX, созданной специалистами компании. Предназначение космического аппарата – отработка экспериментальных технологий. Сами же спутники на основе этой платформы могут использоваться для широкого круга задач: от дистанционного зондирования Земли до ретрансляции сигналов. 

Читайте также  Яблони на Венере — Naked Science

Первый спутник серии DX / ©dauria.ru

Но если спутники DX предназначены для низкой околоземной орбиты, то проект Pyxis предусматривает создание сети телекоммуникационных спутников для высокоэллиптических орбит. Такие орбиты, с апогеем над Северным полушарием планеты высотой в десятки тысяч километров, позволяют обеспечить связь в приполярных регионах Земли. Четыре космических аппарата спутниковой группировки должны были по планам выйти в космос до 2020 года. Они должны были обеспечить спутниковый доступ в Интернет десяти тысячам пользователей: жителям приполярных российских регионов, ученым-полярникам, нефтяникам, экипажам судов Северного морского пути. 

Но, пожалуй, самый передовой проект Dauria Aerospace – разработка платформы АТОМ для создания геостационарных космических аппаратов. Как правило, спутники для геостационарной орбиты отличаются большими размерами и массой. Но масса космических аппаратов, созданных на платформе АТОМ, не превысит 1 тонны. Это позволит выводить их на орбиту с меньшими затратами. К тому же такие аппараты прекрасно подойдут для обслуживания малых и средних рынков в Азии, Африке и на Ближнем Востоке, где использование более тяжелых и дорогих спутников нерентабельно. Кроме того, выводить на орбиту такие спутники можно сразу по несколько штук или попутно с другим грузом. 

ATOM является передовой, низкобюджетной, высокотехнологичной малой платформой геостационарных космических аппаратов / ©dauria.ru

Другой особенностью платформы является использование только электрореактивных двигателей как для довыведения спутника на геостационарную орбиту с низкой опорной, на которую его доставит ракета, так и для его удержания в точке стояния на геостационаре. 

©dauria.ru

Первая пара таких спутников по планам должны были быть отправлены в космос к концу 2017 на индийской ракете-носителе GSLV Mk II.

К сожалению, сейчас у компании боьшие проблемы, подробности чего рассказывает в интревью основатель проект (на видео ниже). Сам он считает создание компании самой большой своей ошибкой:  Есть несколько больших космических стран в мире — с большим космическим бюджетом и амбициями. Это США, Европа, Китай, Япония, Россия. При этом вся индустрия государственная, не только с точки зрения денег, но и с точки зрения того, что все работы выполняют государственные компании. Нам действительно помогали. Dauria помогли и «Сколково», и «Роснано». Но сейчас я понимаю, как я был наивен. Это была моя самая большая ошибка в жизни [cоздать Dauria в России]. Компания такого рода может существовать только в двух ситуациях. Либо если есть сильная поддержка со стороны государства, которое дает заказы, встраивает в структуры, как это делается для Boeing, Airbus, Lockheed Martin и так далее, либо когда есть возможность работать на большой открытый мировой рынок, используя преимущества страны. И я, конечно, не подписывался на то, что мы после 2014 года будем отрезаны от мирового рынка.

Читайте также  Ученые выяснили, что эффективность вакцины может зависеть от кишечной микрофлоры — Naked Science

«КосмоКурс» – экскурсия к «гагаринской» орбите

Отправлять туристов в космос планируют не только за океаном. Цель российской компании ООО «КосмоКурс» – создание многоразового суборбитального комплекса для отправки в космос туристов. Первый такой туристический полет должен состояться уже в 2025 году. Космический корабль, рассчитанный на шесть туристов и одного инструктора, запустят на высоту полета корабля «Восток-1», на котором когда-то полетел Юрий Гагарин, – от 180 до 220 км. Но, в отличие от первого космонавта Земли, на орбиту вокруг планеты корабль не выйдет, полет будет суборбитальным – какой когда-то совершил Алан Шепард, первый американский астронавт. 

Космический комплекс компании будет состоять из ракеты-носителя и суборбитального космического аппарата, разделяющихся на 141 секунде полета при достижении высоты 66,4 км. И корабль, и ракета, естественно, будут многоразовыми. Сам полет займет всего 15 минут, из которых 5 минут, в апогее траектории полета, пассажиры будут находиться в невесомости. Планируется совершать около 120 пусков в год, то есть отправлять в космос по 700 человек ежегодно. Это 2 запуска в неделю. 

Схема полёта / ©cosmocourse.com

Сейчас проект пока только на бумаге. Но разработанное «КосмоКурсом» тактико-техническое задание на выполнение аванпроекта (предварительного плана) уже прошло необходимую процедуру согласования в Роскосмосе. Общая стоимость реализации проекта составит 150–200 млн долларов. Билет на такую космическую экскурсию, как ожидается, будет стоить от 200 до 250 тыс. долларов.  

Источник: naked-science.ru

Худеем правильно
Добавить комментарий